Управление свойствами источника света
 
 
 

Каждый вариант освещения, который добавляется в чертёж, перечислен в "Источниках света" окна "Модель" (СПИСОКСВЕТ). Источники освещения в группах и ссылках, солнечный свет и освещение по умолчанию не отображаются.

Если выбрать источник света в списке, он окажется выбранным и в чертеже, и наоборот. Характеристики источников света в списке сохраняются в соответствии с чертежом. Всех характеристики могут изменяться в палитре "Свойства". Когда источник света для чертежа выбран, можно использовать ручки для его перемещения или вращения, а также менять отдельные свойства, такие как бликование или угол конуса у прожектора. Эффекты освещения меняются одновременно с изменением свойств источника.

Общие свойства

Перчисленные ниже свойства используются во всех источниках света, доступных в панели палитры "Общие" Свойства освещения. Полные описания элементов управления помещены в описании команды "Окносв" в Свойства освещения.

Параметры "Пятно" и "Спад" в разделе "Общие свойства" (только для прожекторов).

Попадая на освещаемую поверхность, свет от прожектора дает в центре пятно максимальной освещенности, окруженное переходной областью меньшей интенсивности.

Чем больше разница между ярким пятном и полным световым конусом, тем мягче граничная кромка освещаемого пятна. Если угол наибольшей освещённости равен углу ограничения светового конуса, или близки по величине, освещаемое пятно имеет чёткие очертания. Оба этих угла могут принимать значения в пределах от 0 до 160 градусов. Эти значения можно задать напрямую соответствующими ручками спада освещенности.

Фотометрические свойства

Фотометрическое освещение обладает дополнительными свойствами, которые позволяют сделать его отличным от стандартного. Указанные ниже свойства доступны на панели "Фотометрические свойства".

Если для свойства "Тип" фотометрического источника света выбрано значение "Сетка", на панелях "Фотометрическая сетка" и "Смещения сетки" (на палитре "Свойства освещения") становятся доступными дополнительные свойства.

Геометрия, включающая свойства направления

Панель "Геометрия" содержит элементы управления для работы с местом расположения источника света. Для точечных источников света, прожекторов и сеточных источников света доступны дополнительные свойства, определяющие направление источника света. Выбрав значение "Да" или "Нет" для свойства "Нацеленный", можно преобразовать обычный источник света в источник света со свойствами направления или наоборот.

Затухание (для точечного источника света и прожектора)

Эта функция определяет ослабление света в зависимости от дистанции. Чем дальше расположен объект от источника света, тем темнее он выглядит. Пользователь может задать отсутствие затухания, линейную инверсию или квадратичную инверсию (ТОЧСВЕТ, ПРОЖЕКТОР). Функция затухания не активна для фотометрических источников света.

Другим способом контроля точек источника и объекта освещения является использование пределов. Пределы используются в виде секущих плоскостей, определяющих, откуда свет испускается и где прекращается. Задание пределов может способствовать повышению производительности, так как в этом случае уровни освещенности не вычисляются в тех областях, где свет является практически невидимым.

ПримечаниеДрайвер OpenGL (wopengl9.hdi) не поддерживает в видовых экранах начальные и конечные пределы затухания. В отличие от драйвера OpenGL, драйвер Direct 3D (direct3d9.hdi) поддерживает в видовых экранах конечные пределы затухания, хотя и не поддерживает начальные пределы. Независимо от того, какой драйвер является текущим, начальные и конечные пределы затухания для источников света отображаются во время тонирования. Для идентификации драйвера надо ввести команду графнастр, выбрать ручную настройку и посмотреть имя выбранного драйвера в диалоговом окне "Ручная оптимизация параметров".